Сегодня я расскажу об одном интересном скилле, которым почему-то не обладает почти никто, но он крайне важен в любой работе и не только.
Не буду даже тянуть кота за яйца и сразу скажу что это. Это умение говорить на одном языке с собеседником. И, к сожалению, на языковых курсах этому не учат.
Расскажу историю, чтобы было понятнее.
Представьте Васю. Вася - программист, в хорошем смысле этого слова, если такой есть. В школе он прилежно учился, говорил по-английски, уехал в Чехию, выучился, начал работать. В общем, все делает четко.
Но вот одна проблема - на работе его ценят, но не настолько, чтобы повысить. Несмотря даже на то, что вообще-то технические навыки Васи в фирме уникальны. Вася незаменим, только почему-то никто об этом не знает.
В чем же дело? Пойдем посмотрим, чем занимается наш подопытный.
Ага, Вася кодит. Неплохо. Посмотрим его код, может он индусский? Нет, нормальный. Вот к Васе подходит коллега с вопросом, Вася все четко объясняет, коллега кивает и уходит. Все вроде тоже хорошо.
Хотя стойте, не совсем. Пойдем теперь спросим у коллеги, что ему там Вася понарассказывал. Ага, коллега че-то толком ничего не понял. Почему? Посмотрим на совет Васи.
А, ну тут, короче все легко, у меня так сто раз было. Давай покажу. Так, вот тут захреначь скриптик, эту шнягу в хедер кинь, лейзи лоад и все это через хеш тейбл. Ок?
Поняли? Я тоже нет. А такое повсеместно. Так получается, что чаще всего мы делимся информацией и знаниями с людьми других бекграундов.
Я с этим встречаюсь каждый день, когда пишу статьи о Чехии. Например, могу написать что-то вроде:"Как приедете, просто купите билет на 30 минут, в автобусе его пихните в валидатор, доедете до Надражи Велеславин, потом на Старомак, а там уже пешком к Чехову мосту".
Что интересно, мне здесь все абсолютно понятно. Человеку, пожившему в Праге - тоже. А вот тому, кто задавал вопрос о том, как ему доехать до отеля - вообще ни слова. Где билет купить, что такое валидатор, что такое Старомак.
Именно поэтому один из важнейших скиллов в любой профессии - когда вам задают вопрос, сначала нужно встать на место человека, задавшего вопрос. И только потом отвечать.
Другими словами, очень важно уметь в какой-то момент глупеть. Теперь, пожалуй, полезу в детали и объясню, что имею в виду, когда говорю "глупеть".
Мне нравится схема восприятия информации по системе ДИЗМ - данные => информация => знания => мудрость.
- Данные - это просто какой-то написанный текст, как вот этот. Пока он вам ничего не дал.
- Информация - это когда вы немного все это осмыслите и каким-то образом заложите в свой мозг. Уже на этом этапе разные люди из одних и тех же данных получат разную информацию, потому что информация зависит от вашего бекграунда.
- Знания - это когда вы уже поняли эту статью и то КАК оно работает. У вас появляются теории о том, как это применить.
- Мудрость - это когда вы уже попробовали применить эти знания, получили опыт (неважно, негативный или позитивный) и сделали из этого выгоды. Теперь ваш мозг знает КОГДА использовать эту мудрость, а когда - нет.
Перейдем к теме статьи. Представьте себе, что вас спрашивают - а как уехать учиться в Чехию? Плохой ответ - да просто возьмите и приедьте, тут все просто. Хороший ответ - я описал весь процесс на паре листов А4 вдаваясь в самые дебри.
Чем отличается хорошая статья от плохой? В хорошей статье вы увидите, что автор не делится с вами мудростями. Он не говорит:"Вот я уехал, и вы уедете". Он встает на ваше место и орудует именно теми данными, которыми обладаете именно вы.
Вот если вас на работе просят:"Помоги мне с программой", глупо просто взять и сделать все самому. Нужно дать человеку как можно больше данных и подталкивать его к тому, чтобы он их преобразовал именно в те знания, которые он ищет.
Вы - стоите за слепым человеком и можете ему помогать только словами, без рук. Неопытный человек будет говорить "направо, направо бля поверни", а если слепой повернет налево и упадет в яму. Такой гид будет беситься и махать руками: "Не то право, вот туда, вон туда давай!".
Опытный помощник сразу встанет на место слепого и скажет: "Вот здесь тебе нужно замедлить ход, повернуться налево градусов на 30, нащупать правой ногой кочку и аккуратно ее пройти".
Не будьте мудаком, который думает, что он самый умный в комнате. Главная мудрость - уметь вовремя эту мудрость из своей головы убрать.